Author: А.Рублев Date: ок. 1411г Прп. Андрей Рублев приступил к работе над этой иконой по благословению прп. Сергия Радонежского. Образ Единства Трех Лиц Божества должен был послужить уменьшению вражды между разрозненными княжествами. Поэтому в задачу прп. Андрея входило назидательно показать нераздельность св. Троицы. Чтобы сосредоточить наше внимание на Ангелах, он выносит их на первый план и помещает в упор к полям иконы - во всю доску. Фигуры Ангелов подобны. Прп. Андрей пишет крылья Ангелов значительно светлее, чем фигуры и выносит за пределы доски крылья двух крайних Ангелов. Так получаются тонально выделенными Сами фигуры юношей, а крылья, как принадлежность иного мира, инородные, и не попадают полностью в пространство иконы. Мастер показывает Ангелов такими, как их увидел Авраам - в виде прекрасных юношей. Однако, он решается убрать из этого сюжета самого Авраама и Сарру. Он также убирает и другие детали, привязывающие сюжет к конкретным событиям: заклание тельца, смеющуюся Сарру и т.п. и, таким образом, отрывает нарисованное от конкретного сюжета и времени. Так появляются изображения Трех Ангелов, которые существуют вне времени и земного пространства. Они открывают Вечность. Смысловой и композиционный центр иконы - Чаша, стоящая на столе. К ней обращено благословение левого и среднего Ангелов. Ангелы склоняют главы Свои перед Друг Другом и перед Чашей, но склонение головы левого Ангела немного меньше, чем двух других. На заднем плане показаны обязательные атрибуты этого сюжета: дом - жилище Авраама, Мамврийский дуб и гора, означающая пустыню Мамвре. Средний Ангел имеет малиновый хитон с золотым клавием и синий плащ. Мы знаем, что в этих одеждах пишется обычно Христос. Из этого заключаем, что средний Ангел напоминает о Христе, являет Христа. Так становится понятен Его жест, благословляющий Чашу. Чаша - это Его добровольная жертва, прообраз евхаристического дискоса. Ангел благословляет Чашу, берет посох, крылья Его уже поднимаются над всеми крылами - Он готов сойти на землю. Вот он, этот спуск вниз - на него указывают стопы ангельских ног на Подножиях. Туда, на землю, вниз… Мы видим, как левый Ангел благословил Его, и что перед Ним в покорности склоняется Его голова. Левый Ангел благословляет и чашу, стоящую на столе, и правого Ангела. Он означает Бога Отца, Он посылает Христа на эту жертву. . Находится у священника о. Стефана Жило. Екатерина Ильинская. 1996г." src="rabxp/troicatnail.jpg" align=right border=0 Этот Ангел изображен в розовато-земляного цвета плаще, словно наша человеческая плоть, закрывающая от нас духовное (божественное) начало. Так мы не можем увидеть и познать Бога. И только маленький кусочек его внутренней, близкой к Его телу, т.е. Его естеству рубашки, имеющей ослепительно голубой цвет - приоткрывает Его Божественную суть. Это кусочек того, что Он дает нам увидеть, познать - возможности человеческого богоискательства. Правый Ангел имеет сине-зеленые одежды. Это цвета Духа Святаго. Так Дух Святой дышит где хочет, и животворит все вокруг подобно воде (синий цвет), от которой произрастает трава, деревья и все живое (зеленый) - как и святое крещение, происходящее в воде дает новую жизнь человеческой душе. Так показываются достоинства Каждого из Ангелов, так говорится о равнозначности Ипостасей. С необыкновенной нежностью Ангелы смотрят друг на друга. Они преполнены Божественной Любви. Эта Любовь соединяет их, они едины в своих помыслах. Поэтому можно говорить о единстве Ипостасей, Единосуществе. Они словно одно существо. Ангелы не могут Друг без Друга. Троица нераздельная. Но, мы видим, что Ангелы не одинаковы! При том, что Лики Их как одно лицо - в них присутствует мгновенная искра внутреннего скрытого выражения. Так Левый Ангел (Отец) строг и величав, Средний (Сын) - покорен и взволнован, Правый (Дух Святой) - лиричен и печален. За Ангелами их символы, на которые Они указывают посохами. Бог Отец - здание: символ домостроительства, сотворения мира, Бог Сын - древо: земное воплощение, древо жизни и древо, на котором Он будет распят, Бог Дух Святой - гора: путь духовного (горнего) восхождения. Если на других иконах Ветхозаветной Троицы эти предметы: дом, древо, гора были конкретно иллюстрирующими деталями ветхозаветного предания о явлении Ангелов Аврааму, то теперь, когда изображение Святой Троицы сочеталося с Вечностью - эти предметы стали символами Божественных Ипостасей. В композиционном построении иконы присутствует круг. Круг - форма единства, завершенности, Вечности. Так, мы видим, большой круг: начиная с Подножия ног Левого Ангела - здание - древо - гора - Подножие Правого Ангела. А далее наш взгляд опять приходит к Подножию Левого Ангела. Затем, незаметно для себя, мы переходим на следующий круг: Сидалище Левого Ангела - Его нимб - нимб Среднего Ангела - нимб Левого Ангела - Его Сидалише. Далее мы переходим на следующий круг: стопы ног Левого Ангела - Его спина - крылья Среднего Ангела - спина Правого Ангела - стопы Его ног. Далее новый круг: нижний край одежды (у правой ноги